Взаимодействие поколений

Взаимодействие поколений

Как ваш офис может помочь сотрудничеству поколений? Модели взаимодействия разных поколений в одном офисе

Чем ответить на войну талантов и конфликт поколений?

Как и где бы вы хотели бы работать сегодня? Если задать этот вопрос в современном офисе, то можно выявить все разнообразие форм и предпочтений. Сотрудники разных возрастов обладают весьма отличными взглядами на рабочие процессы. Steelcase, мировой лидер индустрии мебельных решений для офиса, обнародовал результаты исследования «Мир труда в Европе».

Целью исследования, проведенного IPSOS Public Affairs, было изучение разных стилей поведения и предпочтений поколений на работе. Было опрошено более 2500 «белых воротничков» во Франции, Германии, Италии, Испании, Нидерландах и Великобритании. Являясь экспертом в области организации рабочей среды, Steelcase зафиксировал и проанализировал особенности в работе и потребностях четырех поколений. Эти данные могут помочь как непосредственно самим сотрудникам, так и их работодателям успешно работать вместе.

Данные исследований поколений наиболее актуальны именно сейчас. В ближайшие несколько лет на пенсию в Европе выйдут 50 миллионов человек, на смену которым придут лишь 20 миллионов новых, молодых сотрудников. Знания и опыт уходящих из активной трудовой жизни могут быть потеряны навсегда. Сейчас, когда все поколения второй половины 20 века все еще одновременно работают и обмениваются знаниями в одном офисе, стоит задуматься о более тесном сотрудничестве между ними.

Четыре поколения распределены следующим образом:
Традиционалисты — родившиеся между 1928 и 1945 годами;
Бумеры — между 1946 и 1964 годами,
Поколение X, появившееся между 1965 и 1978 годами,
Поколение Y — между 1979 и 2000 годами.

В ходе исследования были выявлены важные факторы, влияющие на то, как люди работают и воспринимают друг друга.

Как они ладят?

В основном люди общаются внутри своего поколения. Между представителями разных поколений рабочие отношения в основном доброжелательны. Напротив, в пределах одного поколения соперничество и конфликты обостряются, отношения же с более взрослыми коллегами воспринимаются как менее конкурентные (13%).

Если рассматривать конкуренцию, то мы увидим четкое различие между Традиционалистами и тремя другими поколениями: они гораздо менее чувствительны к конкуренции: только 9% боятся соперничества. В то время как 20% представителей трех следующих поколений думают, что их отношения с коллегами являются конкурентными.

Опрошенные из Испании и Италии оценивают отношения на работе как не достаточно дружественные, в Великобритании, напротив, называют их комфортными. Дух соперничества выделяется сильнее всего в Великобритании, в Германии сотрудники офисов отмечают свою защищенность и душевный комфорт.

Какие разговоры ведутся на кухне?

Из поколения в поколение наиболее распространенными темами для разговоров на работе являются: «работа» — 60% , «семья» — 46%, «свободное время/хобби» — 42%.  Изучив ответы, мы не выделили чётких различий в «разговорах на кухне». Единственное явное отличие в том, что Традиционалисты говорили больше всего о компании — 45% и о спорте — 30%. Поколение Y больше обсуждает занятия в свободное время и хобби — 50% (AV 42%) и сплетничает о коллегах — 38% (AV 31%).

Можно сказать, что различий в разговорах гораздо больше между представителями разных стран, а не поколений. «Семья» больше всего присутствует в дискуссиях во Франции (56%) и в Нидерландах (34%). Французы говорили о спорте — 14%. Итальянцы больше всех говорят о сексе — 15%, тогда как немцы затрагивают личные темы только в 5% случаев. Испанцы больше всех среди европейских коллег говорят о компании — 45%, а итальянцы наименее заинтересованы в этой теме (22%). Обсуждение слухов и сплетни о коллегах примерно на одном уровне — в среднем 31% не откажутся их обсудить.

Как они относятся к иерархии?

Различий в отношении к иерархии между поколениями гораздо больше. Здесь мнения опрошенных расходятся: 56% считают, что иерархия должна быть, а 44% иерархию отрицают и считают вредной:

  • Бумеры больше всех отрицают жесткую иерархию: только 52% заявляют, что она нужна.
  • Традиционалисты и Поколение X более склонны выстраивать иерархию (соответственно это 59% и 58%).
  • Поколение Y терпимо относится к иерархии (63%), но только 15% из них в ней заинтересованы.

В то же время представители всех поколений (86%) счастливы, когда в компании нет жестко выраженной иерархии.

Если посмотреть на различия между странами, мы увидим, что в Великобритании иерархия в рабочих отношениях выражена ярче всего (73%), а в Нидерландах самый низкий показатель (48%), здесь рабочие отношения известны своим равноправием. Во Франции 6 сотрудников из 10 считают, что иерархия необходима, а 1 из 5 заявляет, что без неё — никак. В Германии, Испании, Италии и Нидерландах 50% работающих людей считают, что иерархия и субординация необходима.

Верны ли они компании?

Традиционалисты и Поколение Y являются двумя наименее привязанными к своей компании поколениями. 30% Традиционалистов хотят покинуть компанию в течение ближайших 3-х лет, так как они выходят на пенсию. Поколение Y, напротив, находится в самом начале пути, они легко покидают компанию (17%), потому что она не даёт им достаточной возможности для карьерного роста и повышения доходов.

Бумеры наименее склонны менять место работы: они привязаны к комфортной рабочей атмосфере (46%), высокой зарплате (45%) и хорошему коллективу (39%). Среди всех поколений самой важной причиной ухода из компании (за исключением Традиционалистов) является отсутствие возможностей для карьерного роста (26% — для Бумеров, 54% — для Поколения Х и до 59% для Поколения Y).

Где бы они хотели работать?

Здесь мнения представители поколений сильно расходятся. Традиционалисты хотят работать в личном пространстве (61%) или в зоне open space, но не весь день — 39%. Бумеры и Поколение Х довольно близки в своих предпочтениях. Бумеры все же больше предпочитают работать в личных пространствах, или дома (соответственно 42% и 35%).

Представители поколения X в идеале хотели бы личный кабинет или работать из дома, но также вполне согласны работать в open space. Поколению Y, напротив, нравится именно открытое пространство офиса, в личный кабинет хотят только 27% из них. В ходе опроса мы увидели, насколько повысилась роль «промежуточных пространств» (In between): кофе-поинт упоминает 20% опрошенных, сад/террасу — 17%.

Кто спит в офисе?!

12% опрошенных признаются, что иногда дремлют в офисе, 3% из них делают это хотя бы раз в неделю. 28% Традиционалистов хотят вздремнуть на работе, 7% из них регулярно делают это, видимо, в силу возраста. Британцы засыпает в офисе регулярно — 61%, или они просто наиболее честны.

Какие сайты они любят?

Традиционалисты больше заинтересованы в профессиональных веб-ресурсах (41%). Все поколения используют поисковые системы для сбора информации. Поколение Y меньше всего просматривает электронные СМИ (16%). Бумеры, Поколение X и Поколение Y одинаково часто используют интернет-магазины или аукционы. Бумеры особенно любят туристические интернет-ресурсы (28%). Поколение Y является активным пользователем сайтов с музыкой и видео, блогов этой тематики: прослушивание/скачивание музыки — 18%, социальные сети — 17%, знакомства/чаты — 9%.

Выводы

Роль труда в жизни и отношение к труду в последние десятилетия заметно изменились. Требования работодателя к нанимаемым сотрудникам возросли. За последние 30 лет усилилась роль технологий, что практически полностью изменило процесс работы и общения в офисе. Это повлекло за собой кардинально новую систему организации труда.

Рабочее пространство и то, как компании будут планировать и использовать его, становится важнейшим элементом их бизнес-стратегии. Комфортная рабочая среда, где циркуляция информации поддерживается, очень важна в условиях постоянного оттока самых опытных сотрудников и их знаний. Следующие поколения (поколения Х и Y) в целом малочисленнее предыдущих. Традиционные рабочие помещения сегодня с трудом отвечают такому широкому спектру предпочтений сотрудников разных возрастов.

Пространство и рабочая сила рассматриваются компанией как затратные факторы, от этого не уйти. Но разумные инвестиции в рабочее пространство являются залогом успешности компании. Вместо сокращения расходов на персонал и офисное оборудование, вполне возможна оптимизация отдачи от каждого сотрудника, в том числе за счет создания «умного», многозадачного офиса.

Исследования моделей поведения представителей разных поколений позволило Steelcase разработать принципы организации рабочего помещения, вполне удобного для всех и гибкого настолько, чтобы позволить компании периодически модернизировать офис.